Импорт входных дверей из Китая: история и тенденции

Советы

Петров Евгений Валерьевич
Петров Евгений Валерьевич
Генеральный директор группы компаний «Промет»

Цивилизованный рынок входных дверей в РФ довольно молод. Его формирование началось со второй половины 90-х. До этого времени крупных отечественных производителей практически не было, поэтому быстро возникли агломерации мелких производителей. Самыми яркими представителями таких кластеров стали Йошкар-Ола и Клин в Московской области. Но в основном спрос в этот период удовлетворялся кустарными «гаражными» дверями и импортом.

Изделия отечественных «гаражных» производителей были на очень низком уровне. А массово появившиеся на российском рынке в начале 2000-х китайские входные двери были фабричным продуктом, обладающим рядом достоинств: красивый внешний вид, многочисленные ригели, невысокая цена, толстый металл.

Рынок рос семимильными шагами, места хватало всем. Пик поставок пришелся на кризисный 2008 год. Тогда, по оценкам экспертов, в РФ было импортировано до 5 млн китайских дверей.

Одновременно активно развиваются российские производители, которые почувствовали большой и денежный рынок. Закупается европейское и китайское оборудование, прокатные линии. Продукция российских производителей отличалась более толстым металлом (1,2–1,5 мм), использованием качественного уплотнителя, замками отечественного производства, а главное – стабильным фабричным качеством изготовления.

Появились российские производители, специализирующиеся на изготовлении взломостойких дверей, сертифицирующих свою продукцию. Помимо повышения технологи и качества, передовые компании начинают успешно работать над брендами и структурами маркетинга и сбыта.

Усиление конкуренции

После кризиса 2008 года начинается стабилизация рынка, усиление конкуренции и столкновение российской продукции с китайской. Основное преимущество китайских дверей — цена. Но изменения на валютном рынке вынудили импортеров вместе с китайскими производителями искать новые УТП.

Постепенно импортеры начали адаптировать китайский продукт под новые реалии рынка: уменьшили толщину металла, упростили замки и конструкцию дверей. К концу десятилетия выявлялись недостатки продукции, что привело к потере доверия со стороны российских потребителей. Отчасти этому способствовали рекламные усилия некоторых российских производителей, например, вирусные ролики в интернете.

В ответ импортеры изменили ассортимент: применяется, копируя российских производителей, «толстый» металл, отсутствие штампа (гладкий металл с медным антиком), на замках наносятся надписи на русском языке, регистрируются российские бренды, чтобы замаскировать китайское происхождение продукции.

Но металл используется более тонкий, чем заявлен. Производители пользуются тем, что рядовой потребитель видит только информацию в рекламных материалах и не вскрывает дверь, чтобы уточнить толщину металла. К тому же, ее сложно измерить в бытовых условиях (слои краски увеличивают толщину).

Эра Китая подходит к концу. Или нет?

Очередное падение рубля в 2014 году дало повод для заявлений отечественными производителями, что эра Китая на дверном рынке России подошла к концу. Так ли это на самом деле?

По нашим исследованиям, в 2014 году было ввезено около 2,5 млн входных дверей, немногим более половины из них приходилось на мелкие региональные компании. А оставшуюся часть делили между собой Цитадель, Форпост и Toodoors. По сравнению с 2008 произошло двукратное падение импорта китайских дверей.

diagram-china.png

В следующем году произошло дальнейшее снижение серьезное снижение объемов поставок до 1,3 миллионов дверей. Но одновременно с этим произошла консолидация рынка, так как практически весь объем падения пришелся на мелких импортеров, которые не смогли работать в условиях низкого курса рубля. Практически весь импорт поделили между собой четыре компании. К трем вышеупомянутым добавилась компания Ченг Фенг, причем ей удалось потеснить позиции, как Форпоста, так и Toodors. Лидировала с большим отрывом, как и прежде, Цитадель.

2016 год характеризовался стабилизацией валютных курсов и даже некоторым укреплением рубля, что незамедлительно сказалось на росте импорта, который составил 1,5 миллионов дверей. Основной рост пришелся на Цитадель, которая еще более укрепила свои позиции. Ченг Фенг — на втором месте. А вот компания Toodors фактически ушла с рынка.


diagram-china-2.png

Произошли серьезные изменения и в номенклатуре импортируемых дверей. Доля дешевых дверей с толщиной металла полотна 0,25 мм и наполнением из гофрокартона постепенно уменьшается в пользу дверей с более серьезными характеристиками. Объем продаж подобных дверей составляет до 500 тысяч штук в год и превышают годовой выпуск любого из отечественных производителей.

Такие высокие продажи обеспечены низкой ценой, оптовая цена колеблется в диапазоне 3900–4200 рублей. В исполнении металл/металл данная дверь позиционируется как дверь внутреннего открывания. Заявляется, что световой проем и прочие характеристики соответствует российским СНиП, хотя это далеко не так.

Таким образом, за последние несколько лет позиции китайских дверей сильно сдали, их доля отошла отечественным производителям. Вместе с тем объемы их продаж на российском рынке существенные и составляют до 25% в абсолютном выражении, а ведущий импортер компания Цитадель — игрок на рынке номер один. Поэтому говорить о закате эры китайских дверей еще рано. При укреплении курса рубля рост импорта из Китая увеличится.

Следует заметить, что логистика не позволяет китайским компаниям оперативно реагировать на индивидуальные требования к заказам. Это стало одной из причин, которые побудили Цитадель приступить к запуску производственных площадей в России. В случае успешности этого проекта поток китайских дверей может сократиться.

Российские производители будут и дальше пытаться увеличить свою долю на рынке. Борьба предстоит нешуточная: на кону 700–800 тысяч штук дверей в новостройки (именно во столько оценивается правительством объем жилищного строительства в 2017 г.).

Есть программа капитального ремонта жилья, замена дверей частными лицами. В последнем случае очень важны кастомизация и быстрое реагирование на изменение эстетических предпочтений разных групп населения. И в этом преимущество российских производителей.